Цифровая образовательная среда – это открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса. Слово «открытая» означает возможность и право использовать разные информационные системы в составе ЦОС, заменять их или добавлять новые по собственному усмотрению. Профессия учителя постоянно развивается, особенно с появлением информационных технологий. Эти изменения мы видим в течение всей своей профессиональной деятельности.
Без одних цифровых инструментов мы уже не представляем нашу работу, а некоторые инструменты, по нашему мнению, лишь отвлекают нас. С момента своего появления информационные технологии не прекращают развиваться. Сначала это был мультимедийный проектор, и мы восторженно демонстрировали обучающимся созданные в PowerPoint свои слайды. Затем появились интерактивные доски, и все увидели новые возможности организации учебных занятий. Сейчас возможностей ещё больше.
Что же дает цифровая образовательная среда (ЦОС)?
Для учащихся:
— расширение возможностей построения образовательной траектории;
— доступ к самым современным образовательным ресурсам;
— растворение рамок образовательных организаций до масштабов всего мира.
Для родителей:
— расширение образовательных возможностей для ребенка;
— снижение издержек за счет повышения конкуренции на рынке образования;
— повышение прозрачности образовательного процесса;
— облегчение коммуникации со всеми участниками образовательного процесса
Для учителей:
— снижение бюрократической нагрузки за счет ее автоматизации; снижение рутинной нагрузки по контролю выполнения заданий учениками за счет автоматизации;
— повышение удобства мониторинга за образовательным процессом; формирование новых возможностей организации образовательного процесса;
— формирование новых условий для мотивации учеников при создании и выполнении заданий;
— формирование новых условий для переноса активности образовательного процесса на ученика;
— облегчение условий формирования индивидуальной образовательной траектории ученика.
Что же дает ЦОС для школы:
— повышение эффективности использования ресурсов за счет переноса части нагрузки на ИТ;
— расширение возможностей образовательного предложения за счет сетевой организации процесса;
— снижение бюрократической нагрузки за счет автоматизации;
— расширение возможностей коммуникации со всеми участниками образовательного процесса.
Таким образом, формирование цифровой образовательной среды в образовательной организации — насущная необходимость.
Электронный журнал позволяет детям не только получать домашнее задание, но и скачивать необходимые файлы для подготовки к урокам (тесты, справочные таблицы и презентации, аудиофайлы и вопросы для самоподготовки). Родители обучающихся не только могут незамедлительно узнавать об учебных успехах ребёнка, но и прочесть в комментариях учителя о необходимости уделить внимание повторению отдельных тем.
Использование цифровых технологий вызывает все больший интерес у всех участников образовательных отношений. Применение онлайн-платформ и онлайн-систем в обучении позволяют удовлетворять самые разные интересы школьников и выстраивать индивидуальные образовательные траектории.
Одаренные дети в большинстве своем индивидуалисты, предпочитают трудиться в одиночку, поэтому при работе с ними возможно применять индивидуальные занятия с интерактивными тренажерами.
Также, сильно мотивированные учащиеся принимают участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, участвуют в чатах и т.д.
В цифровой образовательной среде можно использовать возможности цифровой платформы, чтобы ученики могли создавать свои проекты, совместно работать с другими, могли ежедневно следить за своими результатами обучения и видеть конкретные пути решения возникших личных проблем. Учитель может получить мгновенную обратную связь с каждым из учеников. Ученики имеют доступ к разнообразным образовательным ресурсам, о которых позаботился педагог.
Для успешного применения цифрового обучения учителя нуждаются в повседневном профессиональном развитии. Любое повышение квалификации, любой семинар и вебинар должны нести в себе внедренческое начало. Чтобы любую новую образовательную идею можно было бы тут же использовать в своей образовательной практике.
Как и ученики, учителя также нуждаются в постоянной обратной связи, чтобы получить своевременную квалифицированную консультацию, чтобы первые возникшие неудачи не привели их к разочарованиям и неверию в свои силы.
Другими словами, важно не просто учить учителей цифровым инструментам и технологиям, которые способны повлиять на их образовательную практику. Вводя цифровые инструменты в классе, они должны чувствовать поддержку методистов, образовательных технологов, получать обратную связь в режиме реального времени в течение всего учебного года и даже в каникулярное время, когда есть возможность поработать над собой.
Список необходимых цифровых педагогических компетенций современного педагога. Всего в списке десять цифровых навыков:
-
Находить и оценивать учебные онлайн-материалы;
-
Создавать визуально интересные материалы;
-
Создавать виртуальные площадки для своего класса: блоги, сайты, wiki-платформы;
-
Уметь эффективно искать информацию в сети;
-
Использовать возможности социальных сетей для профессионального развития;
-
Рекомендовать и распространять учебные ресурсы;
-
Создавать, редактировать и распространять цифровые портфолио;
-
Создавать, редактировать и распространять мультимедийный контент;
-
Использовать онлайн-инструменты для внедрения современных педагогических практик: перевернутый класс, смешанное обучение, мобильное обучение, проектное обучение и.т.д.
-
Налаживать связи с другими преподавателями.
Конечно, в нашем современном мире мы не можем жить без технологий и инноваций. То что было 20 лет назад современному человеку не подходит. Цифровизация образования нужна: без новых технологий сейчас никуда, интерес детей в обучении подкреплен работой с гаджетами: ведь так интересно, когда какая-то задача изображена на экране, и ребенок в виде игры может решить ее; информацию можно найти быстро, не тратя много сил и времени.
Как и в любой технологии есть плюсы и минусы.
Положительные стороны
1. Меньше бумажной рутинной работы и отсутствие бумажной волокиты.
Для учащихся: школьникам и студентам приходится носить огромные портфели и сумки с целой кучей тетрадей, учебников и учебных пособий. Иногда нагрузка настолько велика, что у ребенка начинает болеть спина и образуется проблемы со здоровьем. А в компьютере или ноутбуке вместятся все учебники и пособия, а планшет заменит рабочие тетради.
Для педагога: современному педагогу необходимо, помимо объяснения материала детям, готовиться к каждому занятию, разрабатывать материал, еще и целую кучу бумажек и отчетов заполнять. Цифровизация может освободить педагога от определенного вида работ, ведь в интернете множество сайтов с готовыми программами обучения, так же множество цифрового контента, видео лекции, аудио информация, онлайн обучающие игры, что детям может быть намного интереснее, чем сухо записывать под диктовку, то что говорит учитель, да и более нагляднее, чем просто лекция или решение задач.
2. Упрощение работы педагогов.
Профессия учителя считается одной из самых сложных. На воспитание детей, которые очень разные и по характеру, и по манере поведения, и по уровню восприятия информации, тратится много энергии и нервов. В цифровой системе работа учителя подразумевает лишь помощь. Педагог задает направление, по которому развиваются ученики. Обучающиеся обращаются к нему лишь в спорных ситуациях.
3. Шаг в будущее.
Переход к цифровому образованию — это значимый момент в системе образования. Сейчас наука развивается с большой скоростью, каждый день появляются новые программы, новые устройства. Цифровизация обучения поможет ученикам и студентам лучше ориентироваться в информационном мире как в настоящем, так и в будущем.
4. Доступность образования
Образование в онлайн или дистанционное образование гораздо ниже по стоимости, чем очное обучение. Что является несомненным плюсом.
5. Образование не выходя из дома.
Имея доступ в интернет и компьютер человек может не выходя из дома и сидя на диване обучаться в онлайн.
6. Заинтересованность учащихся.
Когда ребенок не только слушает, пишет, но и видит, ему становится гораздо интереснее в процессе обучения. А ведь цифра имеет возможность наглядно показать виртуальную лабораторию, например, или наглядно продемонстрировать какой-то опыт.
7. Легкость обучения детей с ограниченными возможностями.
Людям с ОВЗ часто бывает недоступно традиционное образование в связи с ограниченными возможностями наших учебных заведений. Условия, которые привычны обычным обучающимся, не всегда подходят для детей с ограниченными возможностями: к примеру, простой подъем по лестнице может доставить дискомфорт или быть невозможным совсем. Поэтому цифровизация образования делает обучение таких детей более комфортным и доступным.
Муниципальный план мероприятий («дорожная карта»)